Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ

      Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.  

     Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

   Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

В дошкольное сообщество входят дети с разными нарушениями развития:

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с тяжёлыми нарушениями речи;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с умственной отсталостью;
  • с расстройством аутистического спектра.

        Специалисты и педагоги ДОУ в рамках своих компетенций могут оказать образовательные услуги детям с незначительными нарушениями здоровья, не связанными с серьезной физической или интеллектуальной патологией.

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Предоставление детям с ОВЗ образовательных услуг предполагает совершенно определенный набор условий, для этого созданный.

Так, здание детского сада не имеет конструктивных элементов, позволяющих обеспечить комфортное получение дошкольного образования детям со значительными нарушениями физического и интеллектуального здоровья. Группы разного возраста располагаются на двух этажах, функциональные объекты в основном на третьем. В ДОУ не имеется специальных приспособлений: пандусов, подъемников, ограждений и т.д., которые могут обеспечить безопасность образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ в нашем детском саду является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с ними в рамках профессиональной компетентности. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедом, педагогами ДОУ в соответствии с назначением ПМПК в социализировании ребенка, его максимальном развитии, эмоциональной стабилизации  и коррекции отклоняющегося поведения, руководствуясь Приказом министерства образования Иркутской области от 31.03.2016 N 29-мпр)

Существуют разработанные психолого-педагогической наукой основные доступные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры  речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

          Взаимодействие с детьми с ОВЗ строится через работу психолого-медико- педагогического консилиума учреждения, что позволяет оперативно реагировать на изменения в результатах образовательной деятельности «особого» ребенка, регулярно корректируя его индивидуальный маршрут с помощью всех заинтересованных лиц – педагогов, специалистов, родителей.

Организация работы в нашем ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

      Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях не специализированного  дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям положительные результаты динамики развития ребёнка. 

 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предписывает в каждой образовательной организации создать максимально возможные условия для получения дошкольного образования детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

    Наша образовательная организация не исключение. В планах развития ДОУ предполагается предпринять следующие шаги для выполнения требований современного законодательства в образовательной политике детей с ОВЗ. В период с 2018 по 2023 г.г. планируется решение следующих задач:

  1. Обучение персонала способам продуктивного взаимодействия с детьми с ОВЗ через курсы специальной подготовки и переподготовки;
  2. Введение в штат достаточного количества волонтеров и специалиста-дефектолога;
  3. Сооружение пандусов и удобных перил на лестничных клетках и крыльцах;
  4. Реконструкция туалетных комнат для посещения их детьми инвалидами-колясочниками и детьми, пользующимися другими вспомогательными средствами передвижения;
  5. Выполнения специальной разметки помещений для детей с нарушениями зрения;
  6. Установка аудиально-визуальной сигнализации экстренного реагирования в здании ДОУ.

В планах наша образовательная организация рассчитывает на бюджетные ассигнования и руководствуется нормативно-правовыми документами правительства РФ в отношении предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья:

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 

 

 Памятка

«Основные рекомендации педагогу по работе с ребенком с ОВЗ»

1. Задайте родителям вопросы об особенностях развития и поведения ребенка, которые вы
считаете важными в обучении. Беседу проведите до начала работы с ребенком с ОВЗ.

2. Учитывайте, на какой стадии отношения к особенностям ребенка находятся его родители: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Учитывайте, в какой степени они осознают наличие ОВЗ у ребенка, насколько способны к конструктивным действиям.

3. Организуйте учебную среду правильно: размещайте материалы и предметы обихода
систематизированно, наглядно. Продумайте место для всех принадлежностей воспитанника с ОВЗ таким образом, чтобы учебные действия были безопасны и не требовали высокой физиологической цены. Отведите место для уединения дошкольника в случае надобности.

4. Используйте дидактические материалы и задания разного уровня сложности и длительности выполнения, которые стимулируют разные сенсорные системы, мелкую и крупную моторику, психические способности. Обеспечьте каждому ребенку возможность заниматься осмысленной деятельностью и приобретать опыт успеха на занятии.

5. Опирайтесь в обучении на единство ощущений, чувств, памяти, мышления, действий. Прежде чем давать задания воспроизвести, сравнить, проанализировать, решить, предоставьте ребенку возможность и время для исчерпывающих манипуляций с наглядным материалом. Важно, чтобы дошкольник изучил его тем способом, который ему доступен, и сформировал эмоциональное отношение к изучаемому.

6. Сопровождайте свои действия и действия ребенка с ОВЗ недвусмысленными речевыми
комментариями.

7. Работайте в профессиональной позиции: помните, вы осознанно и самостоятельно стали
педагогом.

8. Ведите краткие ежедневные записи о результатах обучения и развития. Желательно, чтобы это делали и родители дошкольника.

9. Сохраняйте все документы, которые связаны с вашей работой с ребенком с ОВЗ.