САМООБРАЗОВАНИЕ

 

ФГОС. Раздел IV. п. 22 Требования к кадровым условиям реализации ООП ООО включают: … Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

    Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

 Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Разные источники  дают следующие определения  понятию самообразования:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.

 С.И. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. 

Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога – это необходимое  условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.

Организация работы по самообразованию.

       Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: 

  •  не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность 
  •  не могут правильно сформулировать тему самообразования
  •  при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
  •  при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
  •  не могут сформулировать цель и задачи работы

 

Рассмотрим возможные пути решения  этих проблем:

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования

  •             выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение, которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
  •             определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируйте  темы по схемам:

  •           ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
  •           ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
    Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО
  •       Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
  •             Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый 

процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умение что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность 

Наблюдательность

И т.п.

 

На музыкальных занятиях

На экскурсиях

В процессе изу-чения чего-либо

В процессе зна-комства с чем-либо

В игровой деятельности

и т.п.

Например: 
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий »

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна  может заключаться в новом решении вопросов,  затрагивать региональные особенности.

  «Использование инновационных технологий в обучении  … (предмет)» Слишком общая тема

«Способы активизации познавательной деятельности обучающихся»  

Незавершенная тема

«Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках»

Слишком повседневная тема

 

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

  •           просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
  •           ответьте на вопрос: могу ли я  узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

  •          начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  •          изучите современные взгляды на проблему
  •          используйте опыт других педагогов и ДОУ

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  •          По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  •          Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  •          Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  •          Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. 

Например:

Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание

деятельности исследования

Частичный

предмет

 исследования

Изучить,

исследовать, проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать, экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства, возможности, целесообразность, приемы,

технологии, рекомендации и т.п.

Результаты самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если  в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
  • Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

 Литература:
Белая К.Ю. «Самообразование педагогов ДОУ.» Справочник старшего воспитателя. N 2- 2007. с .37.
Журнал «Дошкольное воспитание» N 2-2008 с. 97
Короткина О. «Как организовать работу по самообразованию.» Журнал «Дошкольное воспитание» N 8-2004, с. 36

 Уважаемые педагоги предлагаем Вам пройти курсы повышения квалификации:

 Образование и воспитание детей с ОВЗ